Причины появления пены в радиаторе автомобиля

Пена в радиаторе

Многим владельцам автомобиля приходилось сталкиваться с неожиданной неполадкой – появление пены в радиаторе или в расширительном бачке. Её обычно обнаруживают, когда двигатель начинает перегреваться. В большинстве случаев необходимо принимать экстренные меры, ведь наличие пены в радиаторе – признак серьёзных нарушений в работе системы охлаждения.

Как устроена система охлаждения в автомобиле и для чего нужен радиатор

Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) относится к тепловым машинам с внутренним подводом тепла. Энергия для его работы образуется во внутреннем объёме самого двигателя при сгорании топлива, попадающего в рабочие цилиндры.устройство охлаждающей системы двигателя в автомобиле

Для нормальной работы ДВС излишки тепла необходимо отводить, а при его недостатке – препятствовать отводу. Эта работа возлагается на систему охлаждения.

В большинстве современных двигателей используется замкнутая жидкостная система охлаждения, в которой функцию отвода избытка тепла и выполняет радиатор.

Основные причины появления пены в радиаторе

В норме охлаждающая жидкость должна быть чистой и прозрачной. Любое изменение её внешнего вида является признаком неблагополучия. Причин того, что из радиатора идёт пена, может быть несколько:

  • некачественный антифриз;
  • попадание воздуха в систему охлаждения;
  • неисправности в работе термостата;
  • износ прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ);
  • закипание охлаждающей жидкости.

Использование антифриза низкого качества

Чаще всего причиной образования пены под крышкой радиатора является использование некачественного антифриза.

Нередко на обочинах дорог можно встретить продавцов автомобильных масел и антифризов. Желая сэкономить время и деньги, автомобилисты приобретают товар сомнительного качества, не задумываясь о том, к каким последствиям это может привести.

Интересно! В журнале «За рулем» был описан случай, когда в результате покупки якобы «Тосола» мотор полностью вышел из строя. Охлаждающая жидкость оказалась настолько агрессивной, что в течение двух месяцев разъела металлические детали двигателя до состояния «не подлежащих ремонту».

Кроме того, качество антифриза может быть низким по нескольким причинам:

  • несвоевременная замена охлаждающей жидкости;
  • смешивание антифризов, изготовленных на разной основе;
  • соединение антифризов, имеющих в своем составе присадки, которые вступают между собой в реакцию с потерей их свойств.

Периодичность замены охлаждающей жидкости (ОЖ) прописана в инструкции по эксплуатации автомобиля. Там же, как правило, указан тип применяемой ОЖ и рекомендуемые заводом-изготовителем производители и марки антифризов.

Чтобы избежать неприятных неожиданностей, рекомендуется строго следовать инструкции.

Совет! В ситуации, когда возникает необходимость срочно долить ОЖ в радиатор, но под рукой нет нужной информации, следует приобретать антифриз того же цвета, что и в двигателе. Это дает гарантию смешиваемости – недаром производители окрашивают их в разные цвета.

Попадание воздуха в охлаждающую систему

Из всего перечня причин, по которым может появиться пена в радиаторе, проще всего диагностировать попадание воздуха в систему охлаждения. При работе двигателя эта система находится под избыточным давлением, и любая негерметичность вызывает течь антифриза из:

  • радиаторов (основного и отопителя);
  • шлангов и патрубков;
  • прокладок;
  • способствует уплотнению вала насоса системы охлаждения (помпы) и т.д.

При остывании двигателя в системе охлаждения образуется разрежение, благодаря которому ОЖ из расширительного бачка попадает в основную систему. Однако через места утечек туда может попасть и воздух, который нарушает нормальную работу помпы и приводит к вспениванию.

Антифриз с добавлением люминофоров
Антифриз с люминесцентной добавкой

Обратите внимание! Некоторые производителей добавляют в свои продукты люминофоры, которые при попадании на них света, вызывают свечение антифриза. Это заметно облегчает процесс поиска течи.

Неисправность в работе термостата

Термостат представляет собой клапан, открывающийся в определенном температурном диапазоне, который считается нормальным для данной модели двигателя.

Устройство термостата в автомобиле
Устройство термостата в автомобиле

В некоторых ситуациях может произойти его заклинивание в закрытом или открытом положении. В первом случае нет циркуляции ОЖ, поэтому неизбежен быстрый перегрев двигателя, закипание антифриза и, как следствие, образование пены на крышке радиатора.

Второй случай представляет меньшую опасность. В теплую погоду постоянно открытый термостат вызовет некоторое увеличение времени прогрева, поэтому летом невнимательный водитель может не заметить заклинивания. Зимой этот дефект чреват невозможностью выхода двигателя на рабочую температуру и, соответственно, снижением его характеристик и повышенным расходом топлива.

Обратите внимание! Нельзя самостоятельно ехать на автомобиле, у которого в закрытом положении заклинило клапан термостата и начало пенить радиатор. Необходимо воспользоваться эвакуатором или отбуксировать машину.

Износ прокладки головки блока цилиндров

Износ и повреждение прокладки ГБЦ происходит по причине её контакта с раскалёнными продуктами сгорания, образующимися в цилиндре двигателя. Чаще всего это вызвано деформацией плоскости ГБЦ в результате длительного перегрева мотора при его работе в экстремальных условиях – на режимах, близких к максимальным, или в сильную жару.

Пар в выхлопной трубе автомобиля

Повреждение прокладки вызывает прорыв газов и масла в систему охлаждения. Это, в свою очередь, приводит к тому, что охлаждающую жидкость пенится. Кроме того, она попадает в цилиндры двигателя, и из выхлопной трубы начинает выделяться характерный густой белесый дым, напоминающий пар.

В этот момент происходит уменьшение уровня ОЖ и самое опасное – попадание жидкости в масло, что резко ухудшает его смазывающие свойства.

Обратите внимание! Дальнейшая эксплуатация двигателя с повреждённой прокладкой может привести к выходу его из строя в результате повреждения трущихся поверхностей цилиндро-поршневой группы, коленчатого и распределительного валов.

В некоторых случаях вследствие повреждения прокладки ГБЦ может образоваться сильная течь охлаждающей жидкости в полость цилиндров двигателя. Это приведёт к заполнению цилиндров жидкостью во время простоя автомобиля.

Результат повреждения прокладки ГБЦ
Результат повреждения прокладки ГБЦ

При попытке пуска двигателя в таком состоянии произойдет гидравлический удар из-за того, что охлаждающая жидкость, находящаяся в полости цилиндров, в фазе сжатия препятствует движению поршня вверх. В результате возможны серьезные повреждения поршней и шатунов, что повлечет за собой капитальный ремонт двигателя.

Закипание охлаждающей жидкости

К закипанию охлаждающей жидкости так или иначе приведут все ранее рассмотренные причины, за исключением, пожалуй, некачественного антифриза. Кроме того, эта проблема может возникнуть во время езды, а также при неправильной эксплуатации автомобиля.:

  • в условиях высокогорья;
  • при высокой температуре окружающего воздуха;
  • в тяжёлых дорожных условиях,

При закипании ОЖ давление в системе охлаждения может повысится настолько, что пену начнет выдавливать через клапан крышки радиатора в расширительный бачок. В этот момент возможен выброс горячего антифриза через горловину радиатора, поэтому, во избежание ожога, открывать крышку категорически запрещено. Необходимо дождаться остывания мотора до +40°С.

Выброс кипящего антифриза из радиатора

Обратите внимание! Известны случаи, когда к закипанию привела излишне высокая плотность антифриза, если в систему охлаждения долили неразбавленный концентрат или антифриз, рассчитанный на эксплуатацию в полярных условиях (так называемый «арктический»).

Как убрать пену из радиатора

Ликвидация последствий выделения белой пены из радиатора зависит от того, почему возникла такая ситуация. Если виной поломки в ГБЦ и других узлах, то нужно, в первую очередь, решить эти проблемы, а затем поменять все технические жидкости в двигателе.

Если точно установлено, что в появлении пены «виноват» антифриз, дальнейшие действия довольно просты. Необходимо освободить систему охлаждения от некачественного состава. Для этого его выливают, а затем тщательно промывают систему чистой водой. По возможности, используют дистиллированную воду с добавлением лимонной кислоты из расчёта не более 100 г на 5 литров. Систему охлаждения заполняют этим раствором и дают двигателю поработать 10 – 15 мин. Далее промывочную жидкость вновь сливают. По её состоянию можно оценить результат. В том случае, если вода загрязнена, процедуру повторяют.

Только после того, как слитая вода окажется прозрачной, можно заполнить систему свежим антифризом.

Возможные последствия

Появление пены в радиаторе охлаждения – сигнал о неблагополучии, который обязательно приведёт к перегреву двигателя. Поэтому страшна на сама пена – опасны вызывающие её причины. Перегрев мотора может повлечь за собой как внеочередное техническое обслуживание, так и его капитальный ремонт.

Полезное видео


Современный автомобиль – это сложное техническое устройство. Несмотря на его высокую надёжность, он требует к себе постоянного внимания и, в первую очередь, это относится к регулярному и грамотному техническому обслуживанию. Контроль за состоянием технических жидкостей, в том числе, антифриза – одна из основных операций, доступных даже неопытному водителю.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: